Компания,
27 августа 2012 г.
Кадры рушат все
1011 просмотров
Когда говорят о неудачах отечественных космических программ, участившихся в последние полтора года, невольно вспоминается анекдот про то, как в центре управления запусками баллистических ракет в Сибири кто-то бросил на пульт валенок. В применении к нашей ракетно-космической промышленности «валенком на пульте» является утрата научно-технического и кадрового потенциала, а также недостаточный контроль за качеством продукции.
Результатом же может стать потеря нашей страной статуса великой космической державы уже в ближайшие годы. Предотвратить это должна новая госкорпорация. Космический страх Случаи неудачных запусков российских космических аппаратов учащаются. Последний пример - «недолет» ракеты-носителя «Протон» с двумя телекоммуникационными спутниками на борту до расчетной орбиты. Хотя один из спутников - индонезийский Telkom-3 - все-таки вышел на связь, к использованию он уже непригоден. Безвозвратно утерян и сателлит «Экспресс-МД2», предназначавшийся для осуществления непрерывной круглосуточной ретрансляции потоков информации в системе спутниковой связи и вещания России. Ущерб от неудачных пусков Роскосмоса в период с 2010 г. по текущий момент эксперты оценивают примерно в 30 млрд руб. «Я тут выяснял: получается, что после выплаты страхового возмещения последствия выплаты страховой премии даже никоим образом не перераспределяются на реальных виновников», - говорил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании по «разбору полетов» после неудачного запуска спутников. Его слова отражают беспокойство за повышение рисков при запуске наших космических объектов. Эти риски «бьют» не только по престижу отечественного космоса, но и по карману государственных предприятий, вынужденных страховать риски неудач по все более высоким ставкам. «Последние неудачи создают общее впечатление у страховщиков о снижении качества работы в российской космической отрасли. Любой образец техники сегодня отличается меньшей степенью надежности, чем тот же самый образец, но 10-15 лет тому назад», - констатирует член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Юрий Караш. Самой крупной за последние годы с точки зрения финансовых и имиджевых потерь стала авария ракеты-носителя «Протон-М» с сателлитом «Экспресс-АМ4» в августе минувшего года. Примечательно, что сбой на орбите случился в момент, когда в российской столице проходил Международный авиационно-космический салон. Страховое возмещение тогда составило около 7,5 млрд руб. Эта выплата на сегодняшний день является самой значительной в истории отечественного космического страхования. Риск почти полностью был перестрахован «Ингосстрахом» на зарубежных рынках. «Наша доля была $8 млн. Остальной риск был размещен на Западе через страхового брокера», - рассказывает вице-президент «Ингосстраха» Александр Подчуфаров. Западные перестраховщики были склонны отнести этот убыток к нестраховому случаю. Поводом послужило то, что спутник вывели на нерасчетную орбиту из-за ошибки в полетном задании для разгонного модуля. Вспоминается пресловутый «валенок на пульте»? В итоге «Ингосстрах» выплату отстоял, но осадок остался. $200-300 млн - средняя величина страховых сумм для рынка космических запусков. Однако внутренний рынок космического страхования «переварить» подобные суммы просто не в состоянии. На собственное удержание наши страховщики оставляют, по разным оценкам, от $15 до $30 млн в год. По сравнению с $10 млн в начале 2000-х прогресс налицо, но по сравнению с $750-800 млн емкости мирового рынка страхования космических рисков результат нашей страны выглядит «жидковатым» для «ведущей космической державы». И к тому же это означает, что цену риска российских запусков де-факто диктует западный страховщик. «Лидерами на нашем рынке космического страхования являются «Ингосстрах» и СОГАЗ. Мы берем разные доли на собственное удержание по разным проектам. Обычно это от $5 до $8 млн», - продолжает Александр Подчуфаров. По его словам, в прошлом году западный рынок космического страхования собрал около $750 млн, а выплатил чуть больше $500 млн, оставшись, таким образом, в плюсе. Ставки в этой связи пока сильно не менялись. Однако, судя по тому, с какой настороженностью относятся к российским запускам на Западе, ставки страхования для наших проектов могут в скором времени измениться в невыгодную для РФ сторону. Показательно, что рынок страхования космоса становится неинтересен даже внутренним игрокам, а ведь еще совсем недавно компании были готовы биться за заказы, прибегая к помощи Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В июне 2011 г. ФАС возбудила дело в отношении ФГУП «Космическая связь» по признакам нарушения части 1 статьи 17 закона «О защите конкуренции». Основанием для возбуждения дела послужило заявление «Росгосстраха» с жалобой на необоснованный отказ в допуске к участию страховщика в конкурсе на право заключения договора страхования запуска и эксплуатации печально известного «Экспресс-АМ4». Правда, когда в августе спутник был потерян, «Росгосстрах» отказался от иска и в последующих тендерах «Космической связи» не участвовал. Как поясняли в самом «Росгосстрахе», причиной стали отказы российской техники, в результате которых уровень ставок на перестраховочных рынках резко возрос. Однако ценовая политика «Космической связи» осталась без изменений. Нетрудно предположить, что теперь ФГУПу придется прикладывать немало усилий для того, чтобы восстановить подорванное доверие. Тот же «Ингосстрах» страховал последние отечественные запуски с премией за риск на уровне 14-16%. Для сравнения: запуски Европейского космического агентства и NASA страхуются под 9-11%. Таким образом, сравнительно низкая надежность российских космических систем «измерена». В чем ее причина и кто виновники? *** Леонид ХОМЕРИКИ (с сокращениями)
Вся пресса за 27 августа 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Космическое страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 октября 2025 г.

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 1 октября 2025 г.
Роспотребнадзор помог жителю ХМАО избавиться от навязанных страховок

|
|
Волга Ньюс, Самара, 1 октября 2025 г.
Торговля, агробизнес и строительство чаще всего побуждают владельцев страховать риски

|
|
Интерфакс, 1 октября 2025 г.
В ВСС ждут дискриминации лицензий медстраховщиков в случае изменения закона об ОМС

|
|
Ведомости, 1 октября 2025 г.
Минтранс определился с ответственностью за ДТП с беспилотниками

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 октября 2025 г.
Актуальность как стратегический фактор в страховании

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 октября 2025 г.
Параметрическое страхование как ответ на дефицит климатической защиты

|
|
Газета.Ru, 1 октября 2025 г.
В России хотят ужесточить правила выдачи полиса ОМС мигрантам

|
|
Казахстанский портал о страховании, 1 октября 2025 г.
Aon запустил Specialist Claims Solutions для повышения эффективности урегулирования убытков

|
|
Актуальные комментарии, 1 октября 2025 г.
Renault Logan лидирует в антирейтинге по самым дорогим ремонтам после ДТП на рынке РФ

|
|
Sputnik Армения, 1 октября 2025 г.
Глава Минздрава Армении: с 2026 года будет внедряться обязательное медицинское страхование

|
|
78.ru, Санкт-Петербург, 1 октября 2025 г.
В Петербурге осудили троих мошенников в сфере страхования, похитивших более 7,5 млн рублей

|
|
Медвестник, 1 октября 2025 г.
Глава ВСС призвал не отказываться от страховой медицины в системе ОМС

|
|
Деловой Петербург (on-line), 1 октября 2025 г.
ДМС в Петербурге подорожало на 10–15% с начала года

|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 1 октября 2025 г.
Частных страховщиков лучше исключить из финансирования ОМС - Приказнов

|
|
Российская газета-неделя, 1 октября 2025 г.
Подарки с подвохом

|
|
Парламентская газета, 1 октября 2025 г.
Правила выдачи полиса ОМС трудовым мигрантам хотят ужесточить

|
|
Московский комсомолец, 1 октября 2025 г.
Эксперты жестко раскритиковали поправки в закон о медицинском страховании

|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|